Новое в законодательстве о профилактике правонарушений
15.04.2014г. вступает в силу новый Закон Республики Беларусь от 04.01.2014г. №122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». За период действия аналогичного Закона от 10.11.2008г. №453-3 к профилактической деятельности были привлечены как правоохранительные органы, так и общественность, образованы советы пунктов охраны правопорядка. В результате произошли значительные изменения в состоянии и структуре преступности.
Так, в г.Новополоцке за период с 2009 по 2013 год количество преступлений уменьшилось с 1309 до 710, уровень преступности со 102,1 снизился до 66,3 преступлений на 10 000 населения. Уменьшилось количество умышленных убийств с 7 до 3, грабежей – с 51 до 24, краж – с 507 до 262, тяжких преступлений – со 114 до 89. В ходе реализации Закона удалось добиться снижения подростковой преступности с 49 до 14 преступлений, рецидивной – с 318 до 240, в состоянии алкогольного опьянения – с 256 до 150, семейно-бытовой – с 23 до 9. Снизился и удельный вес этих преступлений в структуре преступности.
Пятилетняя практика применения Закона показала, что он нуждается в корректировке, ряд норм потеряли свою актуальность, в то же время появилась необходимость введения новых нормативных предписаний.
В новом Законе незначительно расширен круг субъектов профилактической деятельности, куда дополнительно вошли учреждения социального обслуживания, Государственная инспекция по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, общественные объединения и иные организации. Расширены меры общей профилактики правонарушений: предусмотрена обязательная ежегодная разработка и утверждение местными органами власти региональных комплексных программ по профилактике правонарушений; наряду с представлениями, отдельные субъекты профилактической деятельности вправе вносить предписания о немедленном устранении нарушений законодательства. В нормах Закона более подробно регламентирован порядок проведения индивидуальных мер профилактики: профилактических бесед, вынесения официальных предупреждений и ведения профилактических учетов. Уменьшилось с 9 до 4 количество оснований для постановки нарушителей на профилактический учет. Введена совершенно новая мера индивидуальной профилактики – защитное предписание, которое представляет собой установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий, а именно запрещается:
— предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин находится в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
— посещать места нахождения гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин временно находится вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
— общаться с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной сети Интернет.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина, пострадавшего от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть их общее жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью на срок от 3 до 30 суток. При отсутствии письменного согласия гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин находится в зависимом положении либо по иным причинам не способен самостоятельно защитить свои права и законные интересы, указанные обязанности и запрет применяются с согласия прокурора.
Защитное предписание выносится начальником органа внутренних дел в отношении граждан, которые совершили умышленное причинение легких телесных повреждений или иные насильственные действия, оскорбление или мелкое хулиганство в отношении членов своей семьи либо были освобождены на законных основаниях от уголовной ответственности за преступления против личности, совершенные по отношению к члену семьи, после вынесенного в отношении них официального предупреждения.
Новым Законом установлен порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц субъектов профилактики. Так, в соответствии со ст.34 Закона граждане, считающие, что их права, свободы и законные интересы ущемлены действиями субъектов профилактики правонарушений, их должностными лицами, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), после чего прокурору или в суд.
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере профилактики правонарушений и координация деятельности субъектов профилактики осуществляются Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами.
Анатолий Авсюк,
прокурор г.Новополоцка