День почерка: где новополочане 23 января смогут бесплатно отправить открытку. И как по подписи определить характер человека
Из истории Древнего Китая известно, что чиновники, которые претендовали на высокие должности должны были сдать два обязательных экзамена. Показать, что они умеют складывать слова в стихотворную форму и обладают навыками каллиграфии. Это считалось доказательством того, что человек умен и развит. В современном мире уже не до каллиграфии – человечество огромными шагами переходит к использованию многочисленных гаджетов. Тем более важно сохранить умение писать от руки. Поэтому каждый год в мире отмечают День ручного письма, или День почерка.
Много лет государственная почтовая служба Беларуси поддерживает этот праздник и устраивает акции. В этом году от традиций не будут отступать, и 23 января предлагают написанные от руки открытки доставить по стране бесплатно. Список почтовых отделений, которые участвуют в акции, можно найти на сайте «Белпочты». Новополочан приглашают с 11 до 13 часов в ОПС №6 (ул. Молодежная, 74 – площадь Строителей). Условия акции: почтовые карточки и простые письма с открытками (до 20 граммов) нужно приобрести на месте и дать письменное согласие на рассылку сообщений от «Белпочты» (через SMS, сообщение в мессенджере или е-mail).
Как все началось?
На отличия в изображении одних и тех же символов при письме у разных людей стали обращать внимание очень давно. При этом пытались искать связь между почерком и особенностями личности. Известны слова Конфуция: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Внимательно изучал письма недругов и император Нерон. Ему приписывают слова: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».
В 1622 году итальянский врач, профессор Болонского университета Камилло Бальдо выпустил книгу, которую полностью посвятил анализу почерка. Со временем внимание к этому направлению стало настолько обширным, что появилось даже отдельное слово для него. Большой труд под названием «Система графологии» французского аббата Жана Ипполита Мишона увидел свет в 1871 году. Мишон пробовал систематизировать особенности почерков разных людей, сравнивая и мелкие (штрихи, буквы), и крупные (слова, строчки) элементы. Сегодня буквальное предположение аббата о том, что каждый элемент говорит о наличии определенной черты характера у человека, а его отсутствие – обязательное наличие противоположной черты, не считается верным. Тем не менее, эта попытка провести масштабную систематизацию сделала Мишона основоположником графологии.
23 января – День ручного письма, или День почерка
От наблюдений к научным выкладкам
Что такое почерк? Связан ли только с механическими навыками человека? В 1895 году важное исследование провел немецкий физиолог Тьерри Вильям Прейер. В числе испытуемых были люди, которые из-за инвалидности не могли писать руками, а держали приборы для письма ногами или ртом. Ученый сравнил почерки до и после травмы и выяснил, что они во многом совпадали! Таким образом Прайер пришел к выводу, что почерк человека связан не с физиологией, а в большей степени с мозговой деятельностью, сознанием.
Учитывали наработки графологии и другие ученые физиологи и психологи. Например, почерки пациентов изучали Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер. Сегодня графология как наука официально признана в Европе и США и изучается в вузах. Специалистов-графологов привлекают к таким направлениям, как профориентация, медицина, психология. Например, по почерку космонавтов, находящихся на орбите, оценивают состояние их нервной системы. В анализе почерка существуют два направления: криминалистическое и графологическое. Графологи делают выводы о характере и психологическом портрете человека, криминалисты-подчерковеды решают конкретные задачи: устанавливают подлинность подписей или авторство текста в целом.
Что скрыто за отдельным штрихом?
Сегодня уже доказана связь между мелкой моторикой человека и мозговой активностью, процессами, происходящими в его нервной системе. Поэтому и почерк может быть разным: мелким или крупным, отрывистым или ровным.
По определенным особенностям криминалисты-подчерковеды могут установить, кем написан текст – мужчиной или женщиной, возрастную группу писавшего. В какой обстановке был выполнен текст: в обычной для писавшего или, например, в состоянии аффекта, болезни, алкогольного или наркотического опьянения.
Графологи используют следующий тест.
Предлагают испытуемому
- написать под диктовку очень быстро текст, состоящий из пяти — шести слов;
- написать очень медленно свое имя и отчество;
- нарисовать кошку;
- нарисовать слона (не сзади);
- вспомнить и изобразить любую геометрическую фигуру;
- нарисовать дорогу и указать стрелку-направление;
- поставить свою обыкновенную подпись, а потом расписаться также в квадратике размером меньше спичечного коробка.
Анализ изображенного:
- Сравниваем быстрый и медленный почерк. Почерки одинаковы – человек обладает выдержкой и не поддается на авантюры. Почерки разные – двойная натура, неустойчивость психики, авантюризм. Почерк угловатый – мужское начало в воспитании. Почерк кругленький – женское начало в воспитании. Почерк «мелкий бисер» – болезненность, нервозность, комплекс; использование печатных букв в письме – необдуманный героизм; украшение почерка (в медленном) – желание прихвастнуть, но возможно нереализованность творческой натуры.
- Рисунок кошки. Определяем отношение испытуемого к происходящей ситуации и его особенности характера. Кошка добрая – человек открытый душой, кошка злая или хитрая – это черта характера хозяина. Кошка с бантиком на шее или хвостике, с прорисованными ресничками, усиками – сентиментальность натуры. Хвост у кошки – отношение «кошки» к окружающему: захват хвостом территории вокруг себя – человек дистанцируется от других, хвост трубой – взрывоопасность характера, оптимизм; хвост опущенный – пессимизм.
- Рисунок слона – это образная картина отношения человека к его начальству. Чем более реально изображен слон, тем более спокойное это отношение. Если «слон» даже отдаленно не похож, то человек самолюбив и склонен игнорировать всякого рода начальство. В этом случае он либо лидер (обычно угловатый почерк), либо исполнитель (почерк кругленький, иногда вперемешку с угловатым).
- Изображение геометрической фигуры – темперамент поведения. Треугольник (его вид в звезде, ромбе, параллелепипеде, трапеции) говорит о неудовлетворенной потенциальной потребности темперамента (возможно, сексуальная неудовлетворенность или высокая потребность «верховодить»). Круг или овал – способность доводить начатое дело до конца. Конус и тубус предполагают упрямство испытуемого в достижении цели.
- – Дорога – перспектива, жизненное кредо. Дорога в никуда (за горизонт, в облака, ввысь) означает большое желаемое и маленькое действительное. Дорога прямая, как стрела, параллельные линии – прямолинейность характера (любит «крыть правду-матку»). Дорога извилистая – коммуникабельность, возможно, ступенчатость (последовательность) в достижении цели.
- Подпись – это натура на данный момент. Чем больше читаемых букв в подписи, тем натура более открытая и наоборот. Роспись испытуемого в заданном пространстве говорит о реакции его на заданную ситуацию: вмещается в квадрат – доверчивость, оставляет «двери выхода» – осторожность, осмотрительность.
Наклон подписи. Правонаклонная – сбалансированность черт характера человека, способность к пониманию и компромиссу (но следует учитывать форму письма, форму букв и т. д.). Левонаклонная – это несоответствии личных склонностей и влечений человека с условиями воспитания в его жизни, своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда – скрытность и неискренность. Наклон разнотипен («пляшущи»е буквы, наличие и угловатых, и круглых букв) – несдержанность испытуемого, разбросанность в устремлениях. С такими людьми следует быть осторожными в делах и взаимоотношениях.
Ученые о ручном письме
Ручное письмо входит в программы реабилитации больных после инсульта. А в Норвегии провели эксперимент по изучению людьми незнакомого алфавита. Одна группа записывала буквы на бумаге, другие – набирали на компьютере. Те, кто писал обычным способом, запомнили 20 букв гораздо лучше, а сканирование их мозга показало возбуждение двигательного центра речи, расположенного в коре головного мозга. У участников второй группы этот центр бездействовал.
Исследование с участием 300 студентов Принстонского университета и Университета Калифорнии (США) показало, что набирающие текст на компьютере делали это механически. А те, кто писал лекции от руки, сразу анализировали ее, пробовали осмыслить. Еще одно обследование студентов, которое проводила заведующая лабораторией социальных проблем развития информационного общества Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Ольга Вершинская, было посвящено изучению привычки письма и чтения. Автор пишет: «Выяснилось: чаще всего при чтении текстов в процессе обучения студенты использовали стационарный компьютер или ноутбук. А вот для удовольствия они читали на бумаге. Тот же самый расклад и в случае с письмом: при обучении студенты чаще набирали что-то на ноутбуке, но для удовольствия – писали ручкой на бумаге. Выводы просты. Налицо изменение форм нашего мышления, которое характеризуется клиповостью, поверхностностью и многозадачностью. Зачем писать целое слово, если можно написать лишь его часть? Зачем писать с большой буквы, если можно написать его с маленькой? Пока нас спасают культура и привычка. Дальше посмотрим».
Олеся УСОВСКАЯ