Выдающийся новополоцкий акварелист Георгий Танкович отметил свой юбилей (+фото картин)
15 января выдающийся новополоцкий художник, признанный мастер акварели Георгий Танкович отметил свое 75-летие. Юбиляр – человек яркого, самобытного таланта и огромной созидательной энергии. Вот уже полвека он создает в нашем городе настоящие шедевры живописи.
Выпускник художественно-графического факультета Витебского педагогического института имени С.М.Кирова (ныне Витебский государственный университет имени П.М.Машерова), ученик Валентина Дежица, Ивана Столярова, Феликса Гумена – член Белорусского союза художников Георгий Танкович вошел в большое искусство как автор живописных работ в сложной технике акварели «письмо по сырому». Вместо привычного мольберта в его мастерской стоит большой прямоугольный ящик с водой и тонким листом стекла. Написать картину с помощью такого «станка» может только настоящий мастер. Весь процесс занимает не больше часа – доработать или переделать рисунок просто невозможно. Подружиться с неугомонной стихией воды, почувствовать ее дано далеко не каждому, но Георгию Леоновичу это удается. Его работы восхищают удивительным сочетанием воздушной легкости и сочности красок, мягкостью света и «душевностью» мазка.
Искусствовед, председатель Витебской областной организации общественного объединения «Белорусский союз художников» Светлана Баранковская назвала творчество Танковича «целым направлением в художественной жизни Новополоцка». А истинным признанием таланта и достижений новополоцкого акварелиста на самом высоком республиканском уровне стало приобретение его работы «Пачатак зімы» Национальным художественным музеем Беларуси.
В своих полотнах новополоцкий художник воспевает красоту родной земли, ее богатую историю и традиции. Извилистая река Оболянка, озеро Кривое, гнущиеся под порывами ветра колосья ржи, широта просторов Ушачского края, заснеженные домики, одинокая банька в деревенской тиши, яркие лучи солнца, пробивающиеся сквозь багряную листву осенних деревьев. Глядя на работы автора, можно только удивляться красотам Витебской области. Наброски для будущих шедевров художник пишет с натуры либо фотографирует понравившийся пейзаж. На бумагу переносит в мастерской, детально прорабатывая каждый элемент. К слову, умение передать настроение, дыхание увиденного или запечатленного ранее момента – особое мастерство!
Значительное место в творчестве Георгия Танковича занимает тема духовности. Красотой религиозных памятников он впервые вдохновился еще в 1979 году, когда отправился в командировку по российским городам. Богатая архитектура Псковских, Новгородских, Казанских церквей настолько поразила живописца, что по приезде он посвятил ей целую серию работ. Не один десяток лет новополоцкий художник воспевает и древнее зодчество Полотчины. Храмы на его работах, как божественные лучи света. Выполненные им пейзажи с изображением Софийского собора и Спасо-Евфросиниевского монастыря украшают залы Полоцкой епархии. Несколько картин по спецзаказу Георгий Леонович написал специально для митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси, недавно почившего.
Для своей новой выставки, открытие которой планируется в марте, автор подготовил триптих «Стародавний Полоцк». Центральное место в нем занял образ Евфросинии Полоцкой. Впечатляет пронзительный и в то же время умиротворяющий взгляд Преподобной, которая словно оживает на работах художника.
Георгий Танкович тонко чувствует время, в котором живет. Не так давно ему приснилась черная радуга над городом. Увиденное он решил изобразить на бумаге. Когда работа была создана, понял, что радуга – это своего рода олицетворение пандемии, которая в минувшем году охватила весь мир.
– Имя Георгия Танковича по праву стоит в плеяде лучших мастеров витебской школы акварели. Это художник чистый, добрый, искренний. Такой он и человек – скромный, коммуникабельный, доброжелательный.
Кто хоть однажды работал с акварелью, которая стала визитной карточкой живописца, знает, насколько капризный характер этой доступной, но чрезвычайно сложной техники. Она требует особого чувства равновесия, мягкости и душевной тонкости. Природа щедро наделила Георгия Леоновича именно этими качествами, что выгодно отличает его как творца, человека, гражданина, – говорит хороший друг юбиляра, художник, младший научный сотрудник музея истории и культуры Новополоцка Вера Шушко.
Нелли РАДЬКО
Фото Анастасии Григоренко