«Бизнес – это борьба…»
Межотраслевые проблемы – ничейная земля. Ее берут напуском. Не столько по праву силы, сколько умением терпеть, начинать с нуля, когда производственный первопуток заводит в непроходимые дебри или заставляет повернуть форс-мажорными обстоятельствами. Директор ООО «Межотраслевые научно-технические проблемы» Анатолий ПОЛИЩУК из таких рисковых людей. В бизнесе он без малого четверть века. Не раз побывал в серьезных переделках. Последнее время успешно работает на рынке полимеров. Значительную долю продукции экспортирует в Россию. Она, как выяснилось в разговоре, совсем не чужая ему сторона…
– Анатолий Антонович, отношение к малой родине – лакмусовая бумажка. Чем больше любит, чем дольше помнит человек места, где вырос, тем выше, как правило, его нравственная проба.
– Соглашусь. Хотя мой случай не совсем типичный. Родился я в Карелии. Это север Европейской России. Провел там первые шесть лет жизни. С 1951-го по 1957-й. Затем родители перебрались на Украину. В Херсоне я учился в школе, окончил гидрологический техникум. В составе полевой экспедиции поездил по Казахстану. В Полоцке проходил практику. Была такая гидрологическая станция по адресу: Ветринское шоссе, 118. Получив диплом, распределился в Киргизию, работал в горах в пятидесяти километрах от Бишкека, он раньше Фрунзе назывался. Там меня призвали в армию. Два года под ружьем проходил на Дальнем Востоке.
Дембельскую дилемму Украина – Беларусь решил в пользу Полотчины, которая полюбилась мне во время практики. Очень Карелию напоминала. Обилием рек, лесов, озер. Единственное, чего здесь нет, – скальных пород, характерных для пейзажа моей малой родины.
В Беларуси я живу с 1972 года. Но в Карелии был. Специально возил туда детей и внуков. Чтобы и они прикоснулись сердцем к ее очарованию, к ее суровой красоте. Дом не сохранился. Старожилы деревни показали фундамент, заросший кустарником, остатки печного очага. В сельсовете подтвердили, что, да, жили здесь такие, Полищуки по фамилии. Удивительно, прожил в тех краях всего шесть лет, а пока ходил, смотрел, расспрашивал, сердце щемило. В словах это трудно передать.
– Как сложилась судьба здесь, в Беларуси?
– Работал на НПЗ. Затем на заводе БВК в должности начальника смены. По приглашению перевелся на Полоцкое «Стекловолокно». С ростом в плане карьеры. Здесь я уже цехом руководил. А затем начались распутья 90-х, когда многим пришлось выбирать новые для себя дороги. Создали с единомышленниками малое внедренческое предприятие. Стали осваивать местный рынок. Между прочим, кабельные сети телеканала «Вектор» в старой части города вплоть до улицы Калинина – наших рук дело.
В 92-м меня избрали директором. А через год получилось так, что руководить стало некем. Бизнес пошатнулся. Доходы упали. А у людей семьи, дети. Народ разбежался. Осталось нас трое. Стойких. Вкусивших экономической свободы. Умеющих работать не по указке и готовых поставить на кон личные накопления. В 1994 году мы создали предприятие по переработке полиолефинов в материалы, востребованные промышленностью и другими отраслями народного хозяйства.
– И что это за продукция?
– Говоря коротко и максимально понятно для людей без химического образования, это – изоляционные материалы для газо-, нефте- и продуктопроводов.
На момент создания предприятия названная ниша была монополизирована зарубежными поставщиками. Мы были одними из первых, кто бросил им перчатку. Встал на тропу жесткой конкуренции. Что касается химически сшиваемых материалов, то мы по сей день являемся единственными производителями этой продукции в СНГ.
Отраслевые адреса поставок? Их достаточно много. Трубопроводный транспорт. Добыча углеводородов и нефтехимия. Строительная индустрия. Энергетика, Сфера ЖКХ… Словом, наша продукция нужна везде, где есть трубные стыки или существует потребность в гидроизоляции, кровельных материалах с надежными характеристиками. Если дороги ведут в Рим, то трубопроводы – к нам.
– Напрашивается вопрос о России с ее просторами и гигантской трубопроводной сетью. Бываете у соседей? Работаете с ними?
– Россия, действительно, велика. Но не только она может похвалиться просторами. У Казахстана, скажем, тоже огромная территория. И такие же богатые недра. Казахстанцы предлагали нам создать предприятие в их столице. Я ездил в Астану для переговоров. Обещали золотые горы. И деньги в Казахстане есть. Нет специалистов нашего профиля, это штучный товар. Дефицит необходимых кадров и срубил замысел на корню. Не ехать же было нам туда всем коллективом…
Что касается России, то я бывал там во многих местах. В географии давних и свежих поездок Калининград, Мурманск, Комсомольск-на-Амуре, Киров, Уральский регион, Тюменский край. В самой Москве поддерживаем деловые связи со столичным НИИ среднего машиностроения.
Работать на рынке соседей непросто. Конкуренция со стороны родственных предприятий. Лобби импортеров. Местечковые барьеры вплоть до криминальных. Но если тебе есть что предложить, с тобой будут сотрудничать. Мы ведь презентуем и продвигаем на рынке России не только материалы для антикоррозионной защиты. В пакете предложений изделия, используемые при монтаже предизолированных труб, линейка полимерных пленок, композиции полиэтилена и сэвилена для производства литьевых и экструзионных термоусаживаемых изделий – таких, как кабельные муфты, перчатки, трубки, прочие полимерные материалы.
Чтобы быть в творческом тонусе и в курсе профильных новинок, углубленно изучаем специальную литературу, дружим с наукой, посещаем отечественные и международные выставки. В несколько последних лет лично выезжал в Польшу, Турцию, Германию, Россию. Помню, на одной из профильных выставок в Шанхае закрепленная за мной переводчица на третий день знакомства с грандиозной, надо сказать, экспозицией взмолилась: «Анатолий Антонович, может быть, хватит? Уже ноги не идут! ..»
Но я вам так скажу. Тому, кто пришел в бизнес, ног жалеть не приходится. Обойдут конкуренты. Оставят не у дел. Лишат ниши, в которой тебе еще вчера было так уютно и хлебно. Бизнес – это борьба! Ну, или ходьба, когда ты приехал на выставку с предметным интересом…
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева