Нацбанк о денежно-кредитной политике Беларуси
Ставки по рублевым кредитам для юрлиц в Беларуси к концу года снизятся до 27-28% годовых
Прямая телефонная линия и онлайн-конференция с председателем правления Национального банка Беларуси Надеждой Ермаковой на тему «Все о денежно-кредитной политике Беларуси» 29 октября прошла в пресс-центре и на сайте БЕЛТА.
Во время конференции председатель правления Национального банка Беларуси, в частности, сообщила, что ставки по рублевым кредитам для юридических лиц снизятся до 27-28% годовых к концу 2014 года. Она напомнила, что в текущем году Национальным банком был предпринят ряд мер, направленных на повышение доступности кредитных ресурсов для экономики страны. Так, ставка рефинансирования с начала года снизилась на 3,5 процентного пункта и с 13 августа составляет 20% годовых.
В мае вступило в силу решение Национального банка об административном ограничении процентных ставок по кредитованию юридических лиц в белорусских рублях. Максимальный размер процентных ставок на день заключения кредитного договора не должен превышать среднюю процентную ставку по новым кредитам за последний отчетный месяц.
В дополнение к этому с 28 сентября вступило в силу решение Национального банка, которым предусмотрено снижение процентных ставок по новым кредитам юридическим лицам в белорусских рублях на 1 процентный пункт относительно сложившейся средней процентной ставки за предыдущий месяц.
лава Нацбанка привела статистические данные, согласно которым средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставляемым юридическим лицам в белорусских рублях, снизилась с начала года на 12,6 процентного пункта и составила в сентябре 33,3% годовых. Таким образом, с 14 октября размер процентных ставок по предоставлению банками кредитов юридическим лицам — резидентам в белорусских рублях не должен превышать 32,3% годовых.
По словам Надежды Ермаковой, постепенное снижение процентных ставок по новым кредитам юридическим лицам в национальной валюте будет продолжено.
Но при этом, по ее словам, «необходимо понимать, что вопрос повышения доступности кредитных ресурсов нельзя рассматривать в отрыве от решения проблемы эффективности использования полученных кредитов».
«В настоящее время у белорусских банков достаточно рублевых и валютных ресурсов для осуществления кредитования. Главная задача на текущем этапе — направить их на финансирование исключительно эффективных проектов с высокой отдачей», — подчеркнула глава Нацбанка.
Беларуси хватит ЗВР для выполнения в 2015 году обязательств
перед внешними кредиторами
Беларусь располагает достаточным объемом золотовалютных резервов для выполнения в 2015 году своих внешних кредитных обязательств, объем которых составит $4 млрд, сообщила Надежда Ермакова.
Вместе с тем, учитывая необходимость поддержания золотовалютных резервов на текущем уровне для обеспечения экономической безопасности страны, правительством и Национальным банком проводится комплекс мероприятий по рефинансированию внешних и внутренних обязательств, отметила Надежда Ермакова. «Для погашения обязательств будут привлечены несвязанные внешние кредитные ресурсы, а также использованы внутренние источники заимствования»,- сказала председатель правления Нацбанка.
Кроме того, в 2015 году на погашение внешнего госдолга планируется направить поступления от взимания экспортных пошлин на нефтепродукты и пошлин от экспорта сырой нефти собственной добычи.
Надежда Ермакова рассказала также о перспективах получения Беларусью шестого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. «В августе белорусская сторона подготовила новую редакцию письма о намерениях для получения шестого транша кредита, которое направила в АКФ ЕврАзЭС для дальнейшего его согласования. Продолжается работа по уточнению отдельных показателей», — проинформировала глава Нацбанка.
Отвечая на вопрос о дальнейшем функционировании фонда, Надежда Ермакова пояснила, что он продолжит свою деятельность, несмотря на то, что главами государств ЕврАзЭС был подписан договор о прекращении деятельности этого объединения с 1 января 2015 года. По словам главы Нацбанка Беларуси, данный договор не прекращает действие учредительных документов АКФ ЕврАзЭС. Таким образом, фонд продолжает свою работу и выполняет возложенные на него функции.
ЗВР Беларуси на конец 2014 года должны остаться на уровне начала этого года
«Что касается наших резервов, то они не тают. Хотелось бы, конечно, чтоб их было больше. Ведь всегда, когда запас больше, спится спокойнее. Мы просчитываем, что на конец года наши золотовалютные резервы будут на том же уровне, что и в начале года, — сказала глава Нацбанка. — У нас несколько улучшился товарооборот, имеется в виду торговое сальдо, снизился импорт. На розничном валютном рынке особых проблем нет».
Золотовалютные резервы Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 года составляли $6 млрд 650,9 млн в эквиваленте. На 1 октября они составили $6 млрд 4,6 млн.
Курс белорусского рубля к концу года может составить Br10700-10800 за $1
Расчетная величина обменного курса белорусского рубля на конец 2014 года, используемая в программных документах на следующий год, составляет Br10700-10800 за $1.
Вместе с тем, с учетом значительного ослабления национальных валют стран — основных торговых партнеров Беларуси, на конец года обменный курс белорусского рубля может сложиться на другом уровне, отметила Надежда Ермакова.
«Национальный банк продолжит проведение курсовой политики, направленной на сглаживание колебаний обменного курса белорусского рубля. При этом будет учитываться необходимость снижения инфляции, девальвационных ожиданий, сохранения стабильности на валютном рынке, а также поддержания конкурентоспособности отечественных предприятий на зарубежных рынках», — подчеркнула глава Нацбанка.
Сложившийся в настоящее время внешнеторговый оборот Беларуси показывает, что значимое влияние на ценовую конкурентоспособность белорусских товаров может оказать лишь значительная девальвация курса российского рубля к иностранным валютам, так как экспортно-импортные операции с Казахстаном занимают во внешнеторговом обороте Беларуси всего около 1%.
Вместе с тем в январе-августе текущего года это влияние было не столь высоко. Так, с начала 2014 года обменный курс российского рубля к доллару США снизился на 13%, а реальный курс белорусского рубля к российскому рублю в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013-го вырос всего на 2,6%.
Говорить о деноминации в Беларуси преждевременно
«Проводить деноминацию целесообразно только в том случае, если уровень инфляции в стране стабильно низкий и находится на отметке менее 10%. Исходя из ситуации, которая складывается в текущем году, и прогнозов по инфляции на следующий год, говорить о том, что в ближайшее время мы проведем деноминацию, преждевременно», — отметила Надежда Ермакова.
Отвечая на один из вопросов, председатель правления Нацбанка также сообщила, что из-за достаточно высокой интенсивности инфляционных процессов, сложной экономической и геополитической ситуации в странах — основных торговых партнерах Беларуси ставка рефинансирования в нашей стране до конца 2014 года, скорее всего, останется на уровне 20% годовых. «Данная мера будет способствовать сдерживанию инфляционных процессов и поддержанию стабильности на валютном и депозитном рынках», — подчеркнула она.
Правительство и Нацбанк Беларуси намерены снизить инфляцию к концу года до 18%
В сентябре 2014 года годовая инфляция в Беларуси составила 20%. «Ожидается, что меры, предпринимаемые правительством и Национальным банком, позволят снизить ее к концу года до 18%», — сказала глава Нацбанка.
Надежда Ермакова напомнила, что в 2015 году ставится задача замедлить инфляционные процессы до 12%. «Это достаточно сложно из-за необходимости постепенной либерализации ценообразования и повышения административно регулируемых цен, в том числе обусловленного выравниванием тарифов и акцизов в Евразийском экономическом союзе», — отметила Надежда Ермакова.
Вместе с тем в среднесрочной перспективе, учитывая более низкий уровень цен в странах-партнерах, интеграционные процессы будут способствовать снижению инфляции и в Беларуси, добавила она.
Налоговики могут получить доступ к сведениям о покупке физлицами валюты с 1 января 2015 года
На сегодняшний день сведения о приобретении гражданами иностранной валюты в банках страны составляют банковскую тайну, а налоговые органы не относятся к органам, уполномоченным на получение данной информации. «Поэтому представление такой информации в налоговые органы возможно только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты», — отметила Надежда Ермакова.
По ее словам, уже подготовлены изменения в Налоговый кодекс, с принятием которых налоговым органам будет предоставлено право получать сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц. Планируется, что указанные нормы вступят в силу с 1 января 2015 года.
Сейчас проводится работа по организации информационного взаимодействия между Министерством по налогам и сборам и Национальным банком в части предоставления в налоговые органы сведений о приобретении гражданами иностранной валюты в банках страны.
Глава Нацбанка отметила, что с технической точки зрения реализация этого решения не вызовет никаких сложностей. Национальный банк ежедневно получает от банков сведения о продаже физическим лицам иностранной валюты. Эти данные хранятся в автоматизированной информационной системе «Расчет» единого расчетного и информационного пространства. В случае принятия соответствующих поправок в Налоговый кодекс, такие сведения будут передаваться Национальным банком в налоговые органы. Максимум, что для этого потребуется — незначительные доработки программного обеспечения на стороне Министерства по налогам и сборам и Национального банка.
Надежда Ермакова рассказала также, почему, с ее точки зрения, целесообразно предоставлять налоговикам сведения о покупке физлицами иностранной валюты. В соответствии с Банковским кодексом, сведения о продаже иностранной валюты могут быть предоставлены Национальным банком правоохранительным органам по соответствующему запросу. Только за 6 месяцев текущего года по результатам обработки информации, полученной по запросу из Национального банка, главным управлением по борьбе с экономическими преступлениями МВД произведено 50 крупных задержаний «валютчиков». Из незаконного оборота изъяты средства в сумме, эквивалентной более Br4,3 млрд, возбуждено 95 уголовных дел, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, уклонением от уплаты налогов.
На основании информации, предоставленной Национальным банком, в текущем году проводились контрольные мероприятия и по линии Министерства по налогам и сборам. В результате более 400 индивидуальным предпринимателям налоговыми органами доначислено в бюджет более Br24 млрд, в том числе налогов — свыше Br16 млрд. При проведении работы по декларированию доходов и имущества установлено 350 физических лиц, у которых расходы, в том числе на приобретение иностранной валюты, недвижимого имущества и транспортных средств, значительно превышают доходы, информация о которых имеется в налоговых органах. В результате физическим лицам доначислено в бюджет Br356,6 млн, из которых взыскано Br245 млн. «Думаю, эти цифры говорят сами за себя», — резюмировала Надежда Ермакова.
В Беларуси прорабатывают несколько вариантов финансирования малого и среднего бизнеса через гарантийные фонды
Правительство и Национальный банк прорабатывают вопрос создания региональных гарантийных фондов в каждой области за счет средств местных бюджетов. «Предполагается, что региональные фонды могли бы предоставлять поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 70% залогового обеспечения, требуемого для получения кредитных ресурсов», — проинформировала Надежда Ермакова.
Альтернативным вариантом может стать создание гарантийного фонда в виде коммерческой организации с участием банков. Национальный банк в настоящее время прорабатывает такую возможность с Министерством экономики, Банком развития и коммерческими банками. Создана соответствующая рабочая группа. «После определения целесообразности создания гарантийного фонда в виде коммерческой организации будут решены вопросы возможных размеров поручительств, порядка определения стоимости гарантий и другие вопросы», — отметила глава Нацбанка.
В Беларуси подготовлен проект госрешения о системе жилищных стройсбережений
Национальный банк совместно с заинтересованными органами государственного управления, Беларусбанком и институтом жилища — НИПТИС имени С.С.Атаева подготовил проект государственного решения о жилищных строительных сбережениях.
Документом предусмотрено, что размер ежегодной премии составит 20% годовых от накопленной суммы жилищных строительных сбережений за текущий год с учетом фактического времени хранения средств.
«При этом размер премии государства за отчетный год не сможет превышать размера номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в декабре отчетного года», — отметила Надежда Ермакова.
В настоящее время документ согласовывается с заинтересованными, в том числе и в части размера премии государства.
Кредитование на строительство жилья для нуждающихся по ставке 16% годовых могут возобновить в Беларуси в 2015 году
«В текущем году не вернут, но, возможно, в следующем», — сказала глава Нацбанка, отвечая на поступивший вопрос. Пока же руководитель главного регулятора посоветовала гражданам «рассчитывать на свои возможности».
В целом, по ее словам, ставка по жилищным кредитам до конца года в Беларуси не снизится. «Инфляция у нас в текущем году вряд ли резко снизится. Ожидается, что она должна составить порядка 18%. С учетом этого в банках и строится процентная политика. То есть определяется «цена» денег — по какой цене банки могут привлечь деньги, чтобы их потом отдать в кредит, — отметила Надежда Ермакова. — Конечно, нужно еще добавить операционные расходы, расходы на содержание работников банка, его технологий и пр. Поэтому добавляется маржа».
С учетом выше сказанного глава Нацбанка считает, что вряд ли в этом году процентные ставки по жилищным кредитам опустятся ниже 30%. При этом, согласно прогнозам, в следующем году инфляция составит примерно 11-12%. «Со снижением инфляции будет снижаться и ставка по кредитам», — отметила Надежда Ермакова.
Беларусь и Россия планируют перейти на российский рубль в расчетах за энергоносители
На Межбанковском валютном совете Центрального банка России и Национального банка Беларуси принято решение о проработке вопросов стимулирования дальнейшего роста расчетов в национальных валютах, проинформировала Надежда Ермакова.
Основные объемы расчетов в долларах США приходятся на импорт Беларусью российских энергоносителей. В настоящее время Банк России проводит переговоры с крупнейшими российскими нефтегазовыми экспортерами для оценки возможностей перевода расчетов с белорусской стороной на российские рубли.
Глава Нацбанка обратила внимание, что доллар США в расчетах между предприятиями Беларуси и России занимает только 20%, а 70% внешнеторговых операций субъектов хозяйствования обслуживаются российскими рублями.
«Дальнейший рост доли национальных валют во взаимных расчетах повысит интеграцию финансовых рынков государств, минимизирует операционные издержки и снизит подверженность стран геополитическим рискам», — подчеркнула Надежда Ермакова.
При этом такой шаг не принесет белорусским предприятиям и физическим лицам неких дополнительных стоимостных или временных издержек, добавила председатель правления Нацбанка. Основная организационная нагрузка ляжет на банковские системы двух стран, в частности, по формированию дополнительных операционных резервов в национальных валютах, развитию инфраструктуры финансовых рынков и согласованию валютного законодательства сторон.
Вопрос о единой валюте Беларуси, Казахстана и России в среднесрочной
перспективе не стоит
Для полноценного функционирования интеграционного объединения нового уровня странам-участницам необходимо полностью выполнить совокупность мероприятий по созданию равных условий ведения хозяйственной деятельности экономическими субъектами и обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы, отметила Надежда Ермакова.
Лишь после завершения формирования общего рынка, основанного на упомянутом принципе «четырех свобод», возможно образование валютного союза и введение единой валюты. Для этого сторонам необходимо выстроить определенные финансово-экономические и правовые основы. «А это требует поэтапного сближения ряда макроэкономических показателей трех государств, выработки и проведения ими единой макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, а также гармонизации и унификации национальных законодательств в перечисленных сферах», — пояснила глава Нацбанка.
«Осуществление странами указанных мероприятий рассчитано на долгосрочный период и закреплено в соответствующих положениях договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, вопрос о перспективах будущего валютного союза и единой валюте Беларуси, Казахстана и России в среднесрочной перспективе не стоит, поскольку ее введение — это завершающий этап процесса интеграции.
В ближайшем будущем в Евразийском экономическом союзе предполагается функционирование национальных денежных систем», — сказала Надежда Ермакова.
Мнения
Михаил Мясникович, премьер-министр:
«Беларусь сегодня не нуждается в чрезвычайном финансировании. Беларусь завершит 2014 год с экономическим ростом. Понятен и полностью рассчитан прогноз платежного баланса на следующий год».
«Прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2015 год будет сбалансирован, экономика будет обеспечена соответствующими ресурсами».
Николай Снопков, министр экономики:
«Политика 2015 года должна быть нацелена на снижение инфляции, экспорт, сокращение издержек производства, создание производств, в том числе на основе прямых иностранных инвестиций».
Владимир Амарин, первый заместитель министра финансов:
«Снижение внешнего госдолга путем исполнения обязательств в основном за счет внутренних источников — одна из основных задач при формировании проекта республиканского бюджета на 2015 год. При этом учитывается необходимость не допустить дальнейшего наращивания внешнего госдолга».
«Среди приоритетов проекта республиканского бюджета на 2015 год — повышение заработной платы в бюджетном секторе с учетом роста индекса потребительских цен, реализация одобренных главой государства дополнительных мер, направленных на поддержку семей с детьми, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования, а также сохранение господдержки реального сектора экономики».