Знаете ли вы, что самая большая коллекция керамических кувшинов в нашей стране хранится в Новополоцке?
Знаете ли вы, что самая большая коллекция керамических кувшинов в нашей стране хранится в Новополоцке? А точнее – у корреспондента «НС», который собирал бытовое наследие Витебской области более десяти лет. Все виды и формы глиняной посуды XVIII – XX веков расположились в обычной городской квартире. Сегодня автор рассказывает о своих поисках уникальных изделий белорусских мастеров.
Мир стремительно меняется. Люди уже не используют кувшины для хранения молока или крупы. Фарфор, стекло и пластик заменили обожженную в печи глину.
Белорусские деревни постепенно превращаются в дачные поселки, которые оживают только летом, а с наступлением холодов пустеют. Исчезает традиционный уклад жизни, а вместе с ним утрачивает свою ценность глиняная посуда.
Особенности Придвинского или Полесского края навсегда останутся в вещах, которые на протяжении тысячелетий окружали кривичей, радимичей, дреговичей и вятичей – всех тех, чья кровь течет в наших жилах. В керамической посуде, как в зеркале, отображается национальный характер и темперамент. Нужно только уметь по форме кувшина узнать нашу историю.
Основная проблема вещей, которые мы каждый день трогаем и переставляем, – это их хрупкость. Найти целый глиняный жбанок, которому было бы двести лет, практически невозможно. В моей коллекции, к счастью, есть несколько экземпляров XVIII – XIX веков. По ним можно проследить особенности, характерные для посуды, вылепленной в Витебской области. Рассматривая выставленную на полках утварь, можно определить, какой цвет глазури нравился кривичам, какими орнаментами они любили украшать кружки и тарелки.
Десять лет – это очень малый срок для сбора коллекции. Экспонаты покупались в Поставах, Глубоком, Витебске, Городке у старьевщиков, которые в основном занимались металлом. Кувшины для них считались сопутствующим товаром. Ценились медные ступки, самовары и безмены, а керамические изделия годами валялись под ногами.
Невозможно забыть большой жбанок редкой формы с орнаментом в виде волны на плечике. По виду – середина XIX века. В него посадили цветок и выставили на улицу. Два года я предпринимал попытки его выкупить, а на третий – зимой – в нем замерзла вода, и кувшин разорвало на мелкие части, которые выбросили в овраг. Похожих историй много. Иногда дачники не очень дорожат наследством и вывешивают на забор крынку со сколотым горлышком или отбитой ручкой. С такой посудой владельцы расстаются легко. Для горожан она не имеет коммерческой ценности, хотя по сути уникальна. Просто – не для современного поколения. К сожалению, человек живет не так долго, чтобы понять смысл того, что нас окружает. Но без этого осознания, как мне кажется, принижается и ценность всей жизни.
В мире всё взаимосвязано. С утратой хотя бы одного из элементов нашего наследия рвутся культурно-исторические связи. Малочисленные народы Кавказа и Крайнего Севера хорошо усвоили одно правило: только сохраняя бытовое наследие и ремесло, общество сохраняется как нация. Культурные коды складывались тысячелетиями. Но сегодня многочисленные «хакеры» пытаются их взламывать. Когда вскрывают нашу почту или сайт – нам это не нравится, а когда наш родной культурный код заменяют на чужой – мы почему-то не замечаем. Кувшины на полках – это не посуда, а эталон нашей самобытности и идентичности. Для этого нужны такие большие коллекции, чтобы посмотреть и понять, кто мы есть.
Виктор Бортников
фото автора и Елены Емельяновой