Музыкальный склад характера белорусов. Рассказываем о сюжетах мозаичных панно на подъездах домов Новополоцка
Национальный музыкальный инструмент цимбалы нашел свое воплощение в мозаичном панно на доме по улице Якуба Коласа в Новополоцке. Он и сегодня не утратил своей актуальности. Люди, владеющие мастерством игры на нем, представляют наш город и республику на различных международных конкурсах и творческих площадках.
У каждого народа существуют музыкальные инструменты, определяющие так называемое звучание нации. Армянский дудук, еврейская скрипка, русская балалайка, американское банджо и индийский ситар рисуют в воображении индивидуальные картины. Цимбалы – один из самых главных белорусских национальных инструментов. К нему всегда относились с особым трепетом, а искусство исполнения бережно передавалось из поколения в поколение.
Игра на дуде, скрипке и цимбалах отличает наши самодеятельные и профессиональные творческие коллективы. Тембр этих инструментов создает особую атмосферу, по которой каждый образованный человек может определить, что выступают белорусы.
История цимбал берет свое начало на Ближнем Востоке. Об этом узнали из изображений, найденных в результате археологических раскопок на территории Древнего Шумера. Особая популярность к этому струнному инструменту пришла в четырнадцатом веке. Необыкновенное звучание можно было услышать на различных праздниках, ярморочных гуляниях и свадьбах.
В 1927 году педагог Дмитрий Захар загорелся идеей создания оркестра на основе белорусских народных инструментов. Вместе с единомышленником Константином Сушкевичем он реконструировал цимбалы. Было создано целое «семейство» – пикколо, прима, альт, бас и контрабас. Они в последствии вошли в ансамбль, а затем в оркестр.
На новополоцких мозаиках, посвященных музыкальной тематике, также изображены дудка, дуда и скрипка. В роли исполнителей в основном высту-
пают мужчины. В национальной одежде цимбалист ловко отбивает ритм деревянными молоточками-колотушками. Они обычно изготавливались
из ясеня или дуба и имели особую изогнутую форму. Иногда для смягчения звука их обтягивали кожей или тканью.
В современном мире звучание цимбал кто-то может считать архаичным, своеобразным отголоском прошлого. Но именно оно, вместе с костюмами, орнаментами и едой определяет нашу национальную идентичность.
Более пятидесяти лет прошло с момента создания мозаики. В Новополоке все эти годы бережно сохраняли и приумножали творческое наследие придвинского края. А сегодня, благодаря педагогу музыкального колледжа Марине Гордеевой, плеяда ее учеников профессиональной игрой на цимбалах открыла всему миру культуру Беларуси.
– Очень люблю свой инструмент за многогранность. Его диапазон – от нежности, тоски и грусти до веселья и танцев. Звучание иногда образно ассоциируют с серебряными колокольчиками. В цимбалах присутствуют все бесхитростные особенности национального характера. Мы играем с открытой душой, – подчеркнула Марина Гордеева.
Виктор Бортников
фото автора/Виктора Орлова